Huawei 1
В 1997 году знаменитая площадь Регистан возвестила миру об открытии блистательного праздника восточной музыки – впервые в новейшей истории Узбекистана в древнем городе Самарканде во всем своем величии торжественно стартовал Международный музыкальный фестиваль "Шарк тароналари", где в исполнении ведущих артистов Узбекистана зазвучал гимн, ставший впоследствии визитной карточкой этого поистине грандиозного и уникального мероприятия, сопоставимого по своим масштабам и значимости с популярным "Славянским базаром". В этом году – в преддверии праздника независимости страны – наши солисты исполнят его уже в седьмой раз.

Автором завораживающей мелодии гимна является заслуженный деятель искусств, кавалер ордена "Дустлик", член Союза композиторов Узбекистана, доцент, заведующая кафедрой эстрадного исполнительства Государственной консерватории, известный отечественный композитор Дилором Амануллаева. Без ее известных на всю страну произведений академического и эстрадного жанра сегодня даже невозможно представить национальную узбекскую музыку. Более того – музыку вообще.

Услышавшая музыку еще задолго до своего появления на свет (будущий композитор родилась в семье профессиональных музыкантов и театральных артистов), вряд ли она могла б свернуть с пути, уготованного ей судьбой. А посему и не мудрено, что творческая биография этой страстной, как сама Музыка, лирической натуры не вмещается в стандартные рамки – она многогранна, сложна и интересна. В свои 5 лет, не по годам серьезно занимаясь в школе имени В.А. Успенского, черноглазая девочка со звонким голосом уже знала, что она "ведома" только музыкой. Но вскоре ей показалось мало быть только пианисткой, и смышлено-одаренная ученица параллельно стала брать уроки по композиции у известного профессора Ташкентской консерватории Бориса Зейдмана. Признаться честно, не многим в свое время посчастливилось учиться у таких "именитых" композиторов, включая также Румиля Вильданова и Тулкуна Курбанова. Да и тот факт, что Дилором с ранних детских лет выпала честь "вживую" общаться с поистине легендарными людьми эпохи, среди которых были Тамара Ханум, Мукаррам Тургунбаева, Муталь Бурханов, Халима Насырова, Сулейман Юдаков, Манас Левиев и десятки других корифеев искусства, не может не вызвать у собеседника особое чувство расположения к этой умной, волевой и целеустремленной личности, требовательно-строгому педагогу и просто обаятельной женщине.

Первое свое "ударное" произведение (оркестровое) юный композитор "выдала", будучи еще подростком 16 лет. А "Сюита для струнных, ударных и фортепьяно" в 5 частях, исполненная Государственным симфоническим оркестром под управлением Захида Хакназарова, вызвала самый настоящий триумф в мире отечественной музыки. О ней заговорили в целом как о явлении, когда "вундеркинд", как ее тогда называли, сама исполнила партию фортепиано.

До сих пор еще с благоговением вспоминают педагоги консерватории силу и мощь написанных рукой их талантливой студентки произведений. Циклы для фортепиано "Самаркандские картины", "Детский альбом", сонаты, чарующие романсы на стихи узбекских поэтов, два квартета для струнных инструментов, камерная симфония… И не менее трогательная дипломная работа "Симфония № 1", вызвавшая бурю эмоций в благодарных сердцах наставников.

Позднее полное творческих экспериментов время педагогической работы и учебы в аспирантуре дал композиторскому гению Амануллаевой новый весомый импульс, пополнив багаж музыканта преимущественно произведениями академического жанра.

Затем были "лихие девяностые", про которые Дилором Давроновна говорит с особым трепетом. "Девяностые годы стали в моем творчестве своего рода поворотным моментом в моей творческой биографии: с этого времени я полностью вошла в жанр эстрадной музыки. На сегодняшний день – и это я могу констатировать с гордостью! – у меня свыше 200 песен".

Ее душевные, поистине трогающие душу каждого, вне зависимости от возраста, лирические песни, написанные на слова известных поэтов современности (а начинала она с классических строк Нодиры и Навои), таких, как У. Азим, Н. Нарзуллаев, П. Мумин, М. Мирзо, М. Омон, З. Муъминова, С. Туйчиева. Б. Бобомурод и И. Жиянов, сегодня практически уже стали шлягерами. А песни, которые исполняют наши любимые кумиры эстрады, в частности Кумуш Раззакова, – "Сиз еккансиз менга", "Саратон", "Мен сени бермайман", "Емгир егди", написанные на стихи Усмана Азима, в одночасье побили все "рекорды", заняв верхние строчки престижных хит-парадов. И, как признается сама композитор, именно эти песни и познакомили ее со своим народом. Далее, когда Дилором Амануллаева станет бессменным лауреатом судьбоносного для нее конкурса "Узбекистон – Ватаним меним", это знакомство перерастет в искреннюю привязанность и взаимную любовь.

Одних только гимнов апофеозного совершенства, написанных этой хрупкой на вид, но очень решительной и жесткой в смысле работы натурой, около десятка! Каждый из них является отдельной темой для исследования и заслуживает отдельных слов похвалы. Кстати, "триумфальное шествие" ее первого гимна на 5 языках, начавшееся 12 лет назад в Самарканде, завершилось тогда признанием заслуг автора-композитора на самом высоком уровне. За оригинальность музыки и огромный вклад в проведение на достойном уровне мероприятия мирового значения.

Так в чем же кроется успех и притягательность ставшего уже традиционным фестиваля "Шарк тароналари" в целом для музыкального мира планеты?

По мнению Дилором Давроновны, культурное разнообразие и диалоги цивилизаций в самой идее фестиваля нашли благодатную почву, чтобы сверить ход истории через прекрасный мир восточной музыки. Ее спектр необычайно широк и многообразен, полон прелести тысячелетних цивилизаций и многоликости национальных традиций. В этом как раз и прослеживается гармоничное созвучие задач и целей фестиваля с программными установками ЮНЕСКО, взявшего "Шарк тароналари" под свой патронаж. Она безмерно рада, что вновь Самарканд радушно встретит "музыкальных посланцев" из разных уголков планеты на своей земле, живущей сегодня ожиданием удивительного праздника.

Любопытно, а что должен чувствовать композитор, написавший чарующие "позывные" к столь грандиозному торжеству с мировым "статусом", услышав первые аккорды своего фестивального сочинения, возвещающего об открытии музыкально-песенного праздника?

"Наверное, чувство радости и гордости от того, что смогла внести частичку своего труда в проведение столь незабываемого, яркого праздника, каким стал этот форум традиционных музыкальных культур, – признается, улыбаясь, сама автор гимна. – Ведь его основной целью является пропаганда, сохранение и развитие уникальных образцов музыкально-вокального искусства. "Шарк тароналари" же, проходящий в одном из древнейших очагов мировой цивилизации, где издавна переплетались различные культуры, по праву завоевывает признание на международной арене. С учетом всех этих особенностей создавалась и музыка к гимну, работая над которой я испытывала особое творческое вдохновение и подъем. Она оказалась созвучной и названию фестиваля: корни одного из самых старых терминов классической узбекской музыки – "тарона" – восходят к народно-песенным истокам (макомам), считающимся шедеврами человечества. Не случайно "тарона" называют еще напевами радости, а потому и в основу названия Международного фестиваля вошло именно это слово, имеющее глубочайший смысл для всей нашей страны, сохранившей богатейшие национальные и музыкальные традиции. Изначально задуманный пафос фестиваля как раз и связан с трепетным отношением к музыке".

Вспоминая о времени работы над прославленным гимном, о репетициях, композитор припоминает и курьезный случай, как она вместе с исполнителями гимна в день открытия фестивального мероприятия вынуждена была сама его и... спеть. Причем, на языке фарси, поразив слушательскую аудиторию еще одной гранью своего безмерного таланта.

– Честно говоря, это было сюрпризом даже для меня самой: на репетиции, демонстрируя профессиональным певцам, как надо исполнять это произведение, я так увлеклась, что звукорежиссер предложил мне самой встать к микрофону. Так я и вышла вместе с другими артистами на сцену Регистана.

Гимн, над созданием которого трудились поэт, композитор, аранжировщик, певцы, руководство фестиваля, исполнялся не только на узбекском, но и арабском, французском, английском и других языках мира, по праву объединяя людей разных стран и континентов. Осталось ждать совсем немного, когда его ликующие аккорды снова зазвучат на площади древнего Самарканда. Глубоко символично, что город, через который многие тысячелетия назад проходил Великий Шелковый путь, отныне соединяет музыка. А проникнуться этим чарующим искусством мы сможем вновь, когда в седьмой раз Самарканд примет талантливых участников и гостей торжества у себя, и весь город целую неделю будет качаться на полифонической музыкальной волне.

Нам же от себя остается лишь добавить: оптимистично-жизнерадостная музыка узбекского композитора Амануллаевой уже давно оставила свой оригинальный "автограф" в летописи многих музыкальных парадов мирового класса. Но песенно-солнечный праздник "Шарк тароналари", проходящий на солнечной узбекской земле, является в ней особенной страницей, где звенящей музыке автора фестивального гимна отведено особое место.
Izohlar: 0
Siz identifikatsiyadan o'tmadingiz
Ro'yxatda bo'lmay turib izoh qo'shish

Tepaga